129 ФЗ о бухгалтерском

Перечень объектов бухгалтерского учета с 1 января 2013 г. существенно изменился, так в соответствии со ст. 5 Закона 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета теперь являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы и расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Неизменным остался всего лишь один объект – обязательства.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Согласно п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г. к активам относят хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, то есть обладают потенциальной возможностью прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. При этом материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения его к активам.

Таким образом, не всякое имущество экономического субъекта может быть квалифицировано как актив. Для этого оно должно быть способным принести данному субъекту экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками и т.п. В то же время к активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него. Например, таким объектом может быть арендованное имущество и имущество, полученное в безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 2 действие Закона 402-ФЗ распространяется на следующих лиц:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;
  • находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных и международных организаций.

Таким образом, начиная с 2013 г. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), которые могли ранее не вести бухгалтерский учет в полном объеме, теперь обязаны его вести в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона 402-ФЗ индивидуальные предприниматели; лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций могут не вести бухгалтерский учет в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Исходя из этого, начиная с 2013 г. индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), перешедшие на УСН, а также применяющие патентную систему налогообложения по-прежнему могут не вести бухгалтерский учет (пп. 5 п. 1 ст. 23, абз. 2 п. 8 ст. 346.5, п. п. 2, 9 ст. 346.29, ст. 346.24, 346.53 НК РФ).

Данную позицию поддерживает Минфин РФ в своих письмах N 03-11-11/221 от 26 июля 2012 г. и N 03-11-11/257 от 27 августа 2012 г.

Все остальные экономические субъекты с 1 января 2013 г. обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения.

Организация ведения бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 7 Закона 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Аналогичные требования установлены для физического лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридическое лицо, с которым заключен вышеуказанный договор, должно иметь не менее одного работника, отвечающего данным требованиям, с которым заключен трудовой договор.

Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа практически не изменился:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

Согласно ст. 10 Закона 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета содержится в п. 4 ст. 10 Закона 402-ФЗ.

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления, которые должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный документ, в котором произведено исправление, (ответственных за ведение бухгалтерского регистра), с указанием их фамилий и инициалов.

Не допускается вносить исправления в кассовые и банковские документы (п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 12.10.2011 г. N 373-П и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России от 19.06.2012 г. N 383-П).

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, утратило силу требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. Перечень форм первичных учетных документов и бухгалтерских регистров должен быть утвержден учетной политикой организации.

Как и прежде бухгалтерский учет организации должен вестись в рублях, стоимость объектов, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ (ст. 12 Закона 402-ФЗ). Бухгалтерская (финансовая) отчетность также составляется в рублях (п. 7 ст. 13 Закона 402-ФЗ).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Начиная с 2013 г. в соответствии со ст. 13 Закона 402-ФЗ экономические субъекты обязаны составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Промежуточная отчетность составляется только в случаях установленных законодательством, например, при ликвидации организации.

Бухгалтерскую отчетность подписывает только руководитель.

Новое требование касается бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту — она должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Новым законом не установлены требования к содержанию пояснительной записки.

В соответствии п. 2 ст. 19 Закона 402-ФЗ экономический субъект, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Изучаем новый Закон о бухгалтерском учете

Главная — Статьи

Президент РФ Д.А. Медведев 6 декабря 2011 г. подписал Федеральный закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который с 1 января 2013 г. заменит действующий сейчас Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Рассмотрим основные положения нового Закона.

В настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). Как видно, этот Закон был принят 16 лет назад. Учитывая, что экономическая ситуация в стране не стоит на месте, законодатели пришли к выводу о необходимости приведения норм бухгалтерского учета в соответствие современным условиям.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) целью нового Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Кроме того, стоит обратить внимание, что в новом Законе совершенно иначе сформулировано определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия Закона.
Так, в Законе N 129-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
К основным задачам бухгалтерского учета действующий Закон относит:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно действующему законодательству от ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также участники проекта «Сколково».
В новом же Законе N 402-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных этим Законом, в соответствии с установленными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения Закона N 402-ФЗ будут распространяться на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, филиалы и представительства иностранных и международных организаций на территории РФ. Исключение составляют:
— индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
— находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если они ведут учет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Примечание. Закон N 402-ФЗ не освобождает «упрощенцев» от ведения бухгалтерского учета.

Новым Законом значительно расширен перечень объектов бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
— факты хозяйственной жизни;
— активы;
— обязательства;
— источники финансирования его деятельности;
— доходы;
— расходы;
— иные объекты в том случае, если это установлено федеральными стандартами.
Далее рассмотрим основные положения нового Закона.

Порядок организации ведения бухучета

В настоящее время исполнять обязанности бухгалтера может и сам руководитель организации. В будущем же он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
Вести бухучет самостоятельно по новым правилам смогут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.
Довольно отчетливо Закон N 402-ФЗ обозначил и требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтеры или иные должностные лица, на которых будет возлагаться ведение бухгалтерского учета. К таким требованиям относятся:
— наличие высшего профессионального образования;
— стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
— отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Примечание. В Законе N 129-ФЗ подобные требования к главным бухгалтерам отсутствуют.

Как быть, если…
…главный бухгалтер вашей организации не соответствует установленным требованиям
Требования к главным бухгалтерам (или иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета), установленные Законом N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу этого Закона уже возложено ведение бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ.

Указанные требования также будут предъявляться к физическим лицам, с которыми экономический субъект заключит договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. А юридические лица, с которыми организация заключит договор об оказании таких услуг, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.
Обратите внимание: указанные требования будут предъявляться только к определенным категориям экономических субъектов, а именно:
— открытым акционерным обществам (за исключением кредитных организаций);
— страховым организациям;
— негосударственным пенсионным фондам;
— акционерным инвестиционным фондам;
— управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов;
— иным экономическим субъектам, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
— органам управления государственными внебюджетными фондами;
— органам управления государственными территориальными внебюджетными фондами.

Первичная документация

Изменения в законодательстве о бухгалтерском учете затронули также и первичные документы. В настоящее время первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). И только если форма документа не предусмотрена в этих альбомах, компания может разработать ее самостоятельно.
В Законе N 402-ФЗ подобного требования уже нет. То есть получается, что любой документ компания может разработать самостоятельно независимо от того, есть его форма в альбомах или нет. Вместе с тем требование об обязательных реквизитах, которые должны содержать самостоятельно разработанные организацией первичные документы, осталось. Напомним эти реквизиты:
— наименование документа;
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица, совершившего сделку или операцию и ответственного за правильность ее оформления;
— подпись этого лица.

Примечание. Об этом — п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Составить его можно на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Что же касается регистров бухгалтерского учета, то их формы также будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.
При этом регистры бухгалтерского учета, так же как и первичная документация, должны содержать обязательные реквизиты. Согласно п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ к ним относятся:
— наименование регистра;
— наименование экономического субъекта, составившего регистр;
— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
— хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
— величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
— наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
— подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Примечание. Порядок внесения исправлений в первичные документы и регистры бухгалтерского учета остается прежним.

Составляться регистры бухгалтерского учета могут как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Бухгалтерская отчетность

Некоторые изменения затронули и бухгалтерскую отчетность организаций. В соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности организации входят:
— бухгалтерский баланс (форма N 1);
— отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
— Приложения к бухгалтерскому балансу;
— аудиторское заключение (если компания, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту);
— пояснительная записка.

Примечание. Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Возьмите на заметку. В формы бухгалтерской отчетности внесены изменения
Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н внесены изменения в Приказ от 02.07.2010 N 66н, которым утверждены формы бухгалтерской отчетности. Согласно этим изменениям, в частности, форма отчета о движении денежных средств изложена в новой редакции. В бухгалтерском балансе скорректированы наименования некоторых строк, а также введены дополнительные. Так, например, в раздел «Внеоборотные активы» будут включены строки «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы».

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
Указанная отчетность представляется по итогам каждого квартала нарастающим итогом, а также за год.
Квартальную бухгалтерскую отчетность следует представлять в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
С 2013 г. отчет о прибылях и убытках будет называться отчетом о финансовых результатах. Главным нововведением Закона N 402-ФЗ следует считать то, что обязательно должна будет представляться только годовая бухгалтерская отчетность. Промежуточную бухгалтерскую отчетность необходимо будет составлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности началом отчетного периода является 1 января, а окончанием — отчетная дата периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. По новым правилам бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
К сведению: в 2013 г. обязанность представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта сохранится. Об этом сказано в ст. 18 Закона N 402-ФЗ.

Примечание. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Регулирование бухгалтерского учета

Новый Закон устанавливает новую систему регулирования бухгалтерского учета, которая основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций. Этому вопросу посвящена целая гл. 3 Закона N 402-ФЗ. В ней установлены принципы регулирования бухгалтерского учета, состав и требования к документам, регулирующим ведение учета.
Так, в соответствии с положениями ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета будет осуществляться на основании следующих принципов:
— соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
— упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
— единство системы требований к бухгалтерскому учету;
— применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
— обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
— недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ все-таки заявлена необходимость наличия упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства.
Статьей 21 Закона N 402-ФЗ определено, что к документам, регулирующим порядок ведения бухучета, отнесены:
— федеральные стандарты;
— отраслевые стандарты;
— рекомендации в области бухгалтерского учета;
— стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты будут обязательны к применению, если иное не установлено данными стандартами.
При этом федеральные стандарты устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, способы денежного измерения объектов учета, требования к учетной политике, план счетов и порядок его применения, состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, описание упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства, а отраслевые стандарты — особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Об этом сказано в п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов и применяются на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организаций и ведения ими бухгалтерского учета.
Важный момент закреплен в п. 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Он заключается в том, что федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.
Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам.
Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Примечание. До принятия федеральных и отраслевых стандартов необходимо применять ранее утвержденные правила ведения бухучета (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Как уже упоминалось выше, новая система регулирования бухучета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций.
Устанавливается, что органами государственного регулирования бухучета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ.
Регулирование бухгалтерского учета могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития учета. Все они и являются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Об этом — ст. 22 Закона N 402-ФЗ.
Новый Закон также определяет функции субъектов государственного и негосударственного регулирования бухучета.
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов закреплен в ст. 27 Закона N 402-ФЗ.
Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухучета.
Проект федерального стандарта должен пройти публичное обсуждение. Для этого разработчик размещает его в открытом доступе — в печатных изданиях, Интернете. Обсуждение должно проходить не менее трех месяцев, во время которых заинтересованные лица могут подавать письменные замечания и предложения. Разработчик не вправе отказать в приеме таких замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения замечаний проект дорабатывается разработчиком и после этого передается в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу проекта.
К доработанному проекту обязательно должен быть приложен перечень полученных в письменной форме замечаний и предложений от заинтересованных лиц.
Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его.
Затем такое предложение вместе с результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган, который в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Принятый к утверждению проект федерального стандарта в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.
Таким образом, на начальном этапе публичного обсуждения проекта любой желающий вправе принять участие в разработке федеральных стандартов.
В заключение напомним, что новый Закон вступит в силу с 1 января 2013 г., после чего станет обязательным к применению на всей территории Российской Федерации.

Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ

Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Понятийный аппарат

Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

В редакции Федерального закона
N 402-ФЗ
В редакции Федерального закона
N 129-ФЗ
Бухгалтерский учет
Формирование документированной
систематизированной информации об
объектах, предусмотренных
Федеральным законом N 402-ФЗ, в
соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом
N 402-ФЗ, и составление на ее основе
бухгалтерской (финансовой)
отчетности
Представляет собой упорядоченную
систему сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном
выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их
движении путем сплошного,
непрерывного и документального учета
всех хозяйственных операций
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность
Бухгалтерская отчетность
Информация о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную
дату, финансовом результате его
деятельности и движении денежных
средств за отчетный период,
систематизированная в соответствии с
требованиями, установленными
Федеральным законом N 402-ФЗ
Единая система данных об
имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее
хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных
бухгалтерского учета по
установленным формам
Руководитель экономического субъекта Руководитель организации
Лицо, являющееся единоличным
исполнительным органом
экономического субъекта, либо лицо,
ответственное за ведение дел
экономического субъекта, либо
управляющий, которому переданы
функции единоличного исполнительного
органа
Руководитель исполнительного органа
организации либо лицо, ответственное
за ведение дел организации

Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.

Организация и ведение бухгалтерского учета

Объекты бухгалтерского учета. Если раньше такими объектами являлись имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, то теперь их перечень существенно расширен.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования его деятельности;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, неизменным названием объекта бухгалтерского учета остались только обязательства. Имущество теперь называется активами, хозяйственные операции — фактами хозяйственной жизни. Другие объекты учета добавлены вновь. Наибольший интерес вызывает последний из перечисленных — иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Для справки. Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатывает уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ.

Отметим, что в настоящее время федеральные стандарты для государственного сектора еще не утверждены, однако с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина <1>.

<1> http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo/.

Возложение обязанности ведения бухгалтерского учета. С 2013 г. изменились отдельные требования по организации бухгалтерского учета. Теперь руководитель экономического субъекта (в том числе учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Напомним, ранее согласно Федеральному закону N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители организации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь такое положение неприемлемо.

В отношении лиц, на которых могут быть возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, Федеральным законом N 402-ФЗ установлены определенные требования. Рассмотрим их в таблице.

Лица, которые
могут вести
бухгалтерский
учет
Требования, установленные к данным лицам Нормы
Федерального
закона N 402-ФЗ
Физическое лицо,
с которым
заключен договор
об оказании
услуг по ведению
бухгалтерского
учета
1) наличие высшего профессионального
образования;
2) наличие стажа работы, связанной с
ведением бухгалтерского учета,
составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности либо с аудиторской
деятельностью, не менее трех лет из
последних пяти календарных лет, а при
отсутствии высшего профессионального
образования по специальностям
бухгалтерского учета и аудита — не менее
пяти лет из последних семи календарных
лет;
3) отсутствие неснятой или непогашенной
судимости за преступления в сфере
экономики
Пункты 4, 6
ст. 7
Юридическое
лицо, с которым
заключен договор
об оказании
услуг по ведению
бухгалтерского
учета
должно иметь не менее одного работника,
отвечающего указанным выше требованиям,
с которым заключен трудовой договор
Пункты 4, 6
ст. 7
Главный
бухгалтер, иное
должностное
лицо, на которое
возлагается
ведение
бухгалтерского
учета
в отношении главных бухгалтеров
отдельных экономических субъектов РФ
применяются указанные выше для
физических лиц требования. При этом
отметим, что на главных бухгалтеров
государственных (муниципальных)
учреждений данные требования не
распространяются. К главному бухгалтеру
или иному должностному лицу, на которое
возлагается ведение бухгалтерского
учета, в государственном (муниципальном)
учреждении могут устанавливаться
дополнительные требования другими
федеральными законами
Пункты 4, 5
ст. 7

Обратите внимание! Стоит отметить, что требования, установленные п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 01.01.2013 уже возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ введено положение, согласно которому в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер):

  1. данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  2. объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Напомним, ранее в п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ содержалось аналогичное положение. В случае возникновения разногласий между главным бухгалтером и руководителем по осуществлению отдельных хозяйственных операций возможно было принятие к исполнению первичных учетных документов без подписи главного бухгалтера с письменного разрешения руководителя.

Как видим, теперь в Федеральном законе N 402-ФЗ содержится более подробный порядок урегулирования разногласий, и не только в отношении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, но и касательно бухгалтерской отчетности.

Учетная политика. В Федеральном законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N 157н <2>, N 162н <3>, N 174н <4>, N 183н <5> (в зависимости от типа учреждения). Что касается указанных стандартов, как уже было отмечено выше, для учреждений бюджетного сектора они еще не утверждены.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н учетная политика государственного (муниципального) учреждения должна содержать:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы документов. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ изменения в учетную политику могут вноситься:

  1. при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Напомним, ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ содержались аналогичные нормы, но изложены они были по-другому. Таким образом, их суть не поменялась, чего не скажешь о следующем пункте.

В п. 7 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ сказано, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ не было слов «если иное не…».

Отметим, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ в практике государственных (муниципальных) учреждений имелись случаи, когда учетная политика менялась в течение года. Так, например, бюджетное учреждение сменило свой тип на автономное в середине года, соответственно, изменение учетной политики было произведено на дату изменения типа учреждения. В настоящее время данный пробел в законодательстве устранен.

Первичные учетные документы. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ говорилось, что каждая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами. От того, что в данную норму внесены коррективы, суть ее не изменилась.

Важным нововведением является отсутствие в Федеральном законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, однако это не распространяется на учреждения государственного сектора (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В отношении данных учреждений в этом пункте сказано: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. То есть государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 173н <6>. По тем фактам хозяйственной жизни (операциям), для оформления которых унифицированные формы документов не утверждены, учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает их в составе учетной политики с указанием в них обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ. Аналогичный перечень реквизитов содержится в п. 7 Инструкции N 157н:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

<6> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Также по-новому изложена норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах (для сравнения рассмотрим ее в таблице).

В редакции Федерального закона
N 402-ФЗ
В редакции Федерального закона
N 129-ФЗ
В первичном учетном документе
допускаются исправления, если иное
не установлено федеральными законами
или нормативными правовыми актами
органов государственного
регулирования бухгалтерского учета.
Исправление в первичном учетном
документе должно содержать дату
исправления, а также подписи лиц,
составивших документ, в котором
произведено исправление, с указанием
их фамилий и инициалов либо иных
реквизитов, необходимых для
идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9)
Внесение исправлений в кассовые и
банковские документы не допускается.
В остальные первичные учетные
документы исправления могут
вноситься лишь по согласованию с
участниками хозяйственных операций,
что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, которые
подписали документы, с указанием
даты внесения исправлений (п. 5
ст. 9)

Напомним, для государственных (муниципальных) учреждений порядок исправления первичных учетных документов содержится в п. 10 Инструкции N 157н. В нем сказано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось.

Инвентаризация активов и обязательств. Положения об инвентаризации в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, сокращены. Можно сказать, что теперь в Законе содержатся только основные положения об инвентаризации активов и обязательств.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Для справки. Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Хранение документов бухгалтерского учета. Несмотря на внесение изменений в нормы, предусматривающие порядок хранения документов, основные требования остались прежними. То есть первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Для справки. Хранение документов по бухгалтерскому учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

В новом Законе более подробно прописано положение о том, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ).

Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ было установлено, что ответственность за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации.

Новый Закон такой нормы уже не содержит, однако в п. 3 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ говорится, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Внутренний контроль. Статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ введена новая норма, в соответствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Однако для учреждений бюджетного сектора это не является новшеством, так как для них такое положение установлено в п. 6 Инструкции N 157н. Выше мы отмечали, что учетная политика государственных (муниципальных) учреждений должна обязательно содержать порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное положение и раньше содержалось в Федеральном законе N 129-ФЗ.

В заключение отметим также, что новым Законом введены нормы, предусматривающие особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 402-ФЗ).

О.Сизонова

Главный редактор журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *